Невроз и депрессия - откуда они берутся?



Согласно данным ВОЗ начиная с 50-х годов прошлого столетия число людей, страдающих неврозом, выросло в 24 раза. К сожалению, в открытом доступе более подробной статистики я не нашла. Может потому, что невроз считается не болезнью, а состоянием? Но беда в том, что это состояние крайне болезненно и опасно. Ведь не вылеченный невроз приводит к гораздо более серьезным последствиям – депрессии. И вот ее уже не получается отнести к категории «просто состояний». Ведь более 300 000 человек в мире (согласно данным ВОЗ) страдают от депрессии и ее последствий. И это только данные по тем, кто обращался за профессиональной помощью!
А сколько тех, кто молчит? По некоторым данным это 60-70% жителей Европы и СНГ. Как видим, факты просто ужасающие.


Что такое невроз?

Это сильные эмоциональные нагрузки, без необходимой, а нередко и минимальной возможности получить расслабление, отдых, разрядку. То есть человек все время находится в цейтноте. Из часа в час, изо дня в день, из года в год. Как механизм, работающий на износ. При этом многие ситуации только усугубляют и без того сложное внутреннее психологическое состояние. Они – не причина невроза, а лишь «лакмус», показывающий область, в которой есть нерешенная проблема у человека.

Симптомов у невроза много:
  • частая головная боль (нередко случается утром)
  • бессонница без, казалось бы, явной причины
  • нередко сильная потливость
  • невозможность сосредоточиться
  • мнительность, слезливость
  • колебания давления
  • довольно часто наблюдается резко негативная реакция на внешние раздражители: шум, свет, запах, прикосновения
  • слишком сильная раздражительность или наоборот, слабость
  • нередко частые перемены в настроении
  • и особый признак – хроническая тревога

Откуда же берется невроз?

Давай посмотрим. Коварство невроза в том, что начинается он незаметно. Чаще всего его «рождает» психическая травма или же длительный стресс.

Опять-таки, согласно статистике, невроз чаще всего начинается у детей 5-6 лет, а в последнее время нередко даже у 2-летних крох.

Почему так происходит? Давай посмотрим, как мы воспитываем своих малышей.

- А ты о мамочке своей подумал? И не стыдно тебе…
- Четыре??? А почему не пять? Ты что дура совсем?
- С этим мальчиком не дружи, он –плохой. И потом, я лучше знаю, с кем тебе нужно дружить!
- Как это ты не пойдешь на музыку? Ты глупая и ничего не понимаешь, что важно, а что – нет! Поэтому: я сказала, значит пойдешь!
- Я должна знать, чем ты тут занимаешься (в своей комнате)!
- Я что непонятно сказал: никакой музыки! Что это за увлечение такое или ты хочешь закончить свою жизнь на помойке?
- Дурак, идиот, прекрати немедленно! За что мне такое наказание?!!

Вариантов много, да результат один. И, как правило, плачевный, и нередко человек проводит с ним всю свою жизнь:

Хроническая неуверенность в себе
плюс
Поиск виновных и самообвинение
плюс
Болезненное стремление всем понравиться
Чтобы все восхищались мной. И уважали. И любили. И считались. И боялись.
плюс
Сильная зависимость от других людей
А как же иначе. При первой же возможности бегу от родителей. Куда? В отношения. Причем в какие угодно, лишь бы подальше от невыносимого контроля, обвинения или удушающей «заботы». Хотя я еще не умею заботиться даже о себе, ведь я-то себя просто не знаю: чего хочу, куда стремлюсь, что нравится. Да и узнавать как-то стремно. А вдруг…? Но я же знаю, что нужно другим от меня, это я выучил хорошо и в одиночестве с собой еще мучительней.

Но неуверенность в себе, отсутствие доверия (откуда же ему взяться!), эмоциональная холодность и отстраненность или чрезмерная эмоциональность требуют постоянной поддержки другого человека, партнера. Чтобы мне хоть как-то реализоваться, хоть в каком-то качестве.
плюс
Стремление к совершенству
Вытекает из предыдущего. Я просто обязан все делать так, чтобы другие просто ахнули. Иначе я снова – на обочине. Никому не нужен. И себе … в первую очередь.
плюс
Непрекращающаяся неудовлетворенность жизнью
Куча тревог про вчера и завтра. Невозможность жить здесь и сейчас. Может спасет семья, куча детишек – вот кому можно стать нужным по-настоящему и перестать быть одиноким. И можно наконец направить всю свою заботу на них, перестав быть одиноким и отвергнутым?
Плюс
Постоянно растущий долг
Должен тут и там. Тому и этому. За то и за это. А иначе – снова плохой, не такой, «как надо», как ожидали, как рассчитывали.
И плюс
Чрезмерный контроль
Отравляющее желание контролировать. Причем всех и вся. А иначе, как мне не пропустить момент, когда меня могут унизить? Или растоптать? Или обвинить и наказать? Или отвергнуть навсегда?

И что в итоге?

  1. Невозможность реализовать потенциал
  2. Проблемы с физическим здоровьем
  3. Проблемы с нервной системой: невроз, панические атаки, хроническая усталость, депрессии, эмоциональная нестабильность и пр.
  4. Ограниченная и нездоровая личная жизнь
Предвижу вопрос: а как же решить эту проблему?

Лучше всего – обратиться к специалисту.

А как предотвратить невроз самостоятельно - читай в следующей статье.

© Светлана Полянская
Если возникли трудности в отношениях, решении личностных проблем или необходима психологическая поддержка в нужную минуту – я готова вам помочь.
невроз
сентября 26, 2019
0

Комментарии

Поиск

Ярлыки

Последние коментарии