как научиться слушать людей

Почему так важно уметь слушать человека, что это дает?
Это умение прежде всего сближает людей, делая их друзьями и близкими людьми. У тебя появляется возможность узнать что-то новое, интересное и полезное для себя, а умение слушать человека развивает в тебе навык хорошей концентрации, что помогает быстрее и успешнее решать любые жизненные, рабочие и социальные задачи. Этот навык открывает тебе возможности благоприятного сотрудничества в любой сфере деятельности.

Умение слушать собеседника помогает тебе лучше увидеть, понять и решить собственные проблемы.
Чтобы научиться слушать собеседника, необходимо сначала разобраться с тем, что мешает процессу твоего слушания.


Что нам мешает слушать?

Часто это внешние помехи – шум за окном, звуки перфоратора за стеной, частое заглядывание других в комнату, где идет разговор, в помещении холодно или жарко и мн. др. Их стоит постараться свести к минимуму.
Иногда это особенности речи говорящего. Собеседник говорит слишком тихо или слишком громко, глотает слова или бубнит себе под нос так, что буквально невозможно разобрать слова или же говорит слишком эмоционально. Иногда собеседник суетится, нервно смотря на часы, теребит во время беседы в руках предметы и пр. Все это отвлекает от разговора, создает сложности в понимании сути.

Иногда причины в тебе, как слушателе. Тебе неинтересно, у тебя слабая концентрация или сильное желание перебить собеседника, чтобы доказать свою правоту, указать на его ошибку и мн. др.

Бывает и так, что помехами в желании и умении слушать собеседника выступают разные взгляды на предмет разговора, когда точки зрения резко отличаются или диаметрально противоположны.

Сильные эмоции, как положительные, так и отрицательные также препятствуют нормальному изложению и восприятию информации. Мешают и тебе, и собеседнику. Концепции и предубеждения тоже затрудняют процесс слушания так же, как усталость, стресс, дискомфорт, переживания.

Желание быть постоянно центром внимания, считать свое мнение единственно верным тоже препятствует умению слышать и понимать.
Понятно, что, научившись сводить эти помехи к нулю, ты улучшишь свое умение слушать собеседника.

Умение слушать начинается с тебя

 
Мы ждем от людей, которые нас окружают прежде всего понимания, в то время как сами часто раздаем направо и налево советы другим, даже не разобравшись и не поняв собеседника или партнера. С таким подходом мы вряд ли научимся качественному, глубокому и доверительному общению.

Услышь себя 


Ученые утверждают, что многие из нас не осознают того, что говорят. Например, мы часто говорим: «Какая я дура!» или «Я вечно вляпаюсь куда-то», или «Я как всегда ошибся». Эти установки влияют на нас самым непосредственным образом, постепенно закрепляя уверенность в том, что мы именно такие – глупые, недалекие, постоянно ошибающиеся.

Поэтому я уверена, что стоит прежде всего начать с себя. Попробуй услышать себя, для этого выдели время и понаблюдай за своими мыслями. Особенно проанализируй те из них, которые появляются значительно чаще остальных. Возможно это ключ к пониманию твоих неосуществленных желаний или установок. Вполне понятно, что тому, кто не умеет услышать себя, вряд ли будет легко услышать и понять другого человека.

Анализируй свою речь 


Записывай и прослушивай свою речь. Обрати внимание на внятность, понятность речи, на эмоции и интонации. Такой простой прием поможет тебе говорить меньше, но более информативно и понятней, а общение станет в разы эффективнее. Кроме того, так ты научишься говорить по существу вопроса и перестанешь произносить неосознанно то, о чем впоследствии можешь пожалеть. Так тебе удастся прежде в своей жизни распрощаться со многими проблемами. А твоя способность слушать и слышать другого человека заметно улучшится. Ведь научившись слушать и понимать себя, ты учишься слушать, понимать и принимать других.


Тренировка остроты слуха


Сядь удобно, позвоночник ровный, дыхание спокойное. Закрой глаза и различай звуки, которые раздаются в комнате, за окном, в твоем теле, за стеной. Этот навык улучшает не только качество слушания, но и создает особое поле доверия в общении, за счет чего вы становитесь ближе.

Наблюдение  


Попробуй начать наблюдать за тем, как общаются между собой другие люди –близкие, сослуживцы, друзья, знакомые. Я не призываю тебя подслушивать, просто понаблюдай выражения их лиц, эмоции, чувства, жесты. Просто наблюдай, как они говорят и главное, как слушают друг друга. Ты заметишь много полезного для себя, что поможет их лучше понимать.

Как научиться слушать людей?

умение слушать и слышать

Исключив помехи и проанализировав себя, приступаем к простым приемам, помогающим стать хорошим слушателем и собеседником.


Смотри на собеседника 


И желательно в глаза, так ты сможешь больше и лучше его понять, т.к. кроме привычного зрения включится еще и невербальный канал общения – интуиция или глубинное понимание. Плюс человек видит, что тема разговора тебе интересна и вы оба получаете удовольствие от общения. Смотреть на человека во время разговора – это еще и определенная степень доверия ему, и уважение к говорящему. Эти факторы хорошо располагают к себе твоего собеседника, придают ему уверенности в своих словах и методе передачи смыслов. Тебе это тоже полезно, ведь помимо освоения искусства слушания, ты получаешь новую, интересную и полезную информацию в понятном виде плюс человека-друга, в некоторой степени уже близкого тебе.

Но не переусердствуй, не старайся буквально «приклеить» свой взгляд к нему, т.к. не все люди готовы к такой степени открытости.

Как общаться с тем, кто делает сразу несколько дел


Если человек слушая тебя, делает еще несколько дел, утверждая, что он может сразу решать несколько задач – лучше сразу прекрати общение.
Есть внимание, как инструмент и есть концентрация внимания, как процесс, которая размыта на несколько задач одновременно. Догадайся, как он решает остальные задачи? Правильно, точно так же, как и слушает тебя. Т.е. многое из сказанного, а иногда и основное, он попросту упускает. Не говоря уже о том, что пропадает всякое желание продолжать говорить.

Твое внимание — это главное в искусстве слушать и слышать другого человека. Поэтому научись его концентрировать на теме разговора и человеке, который его ведет. Если же тебе неинтересна тема, лучше откажись от разговора. Так ты сэкономишь силы и время свои и другого человека плюс нет необходимости притворяться.


Не перебивай 


Нас с детства учат действовать и доминировать. Особенно это касается мужчин. То же происходит и в нашем общении с людьми. Перебиваем, пытаясь навязать свое мнение или волю. И это не просто неприятная привычка, но и проявление явного неуважения к собеседнику или близкому человеку.

Эта привычка может быть оправдана лишь в том случае, если человек слишком болтлив и его разговор просто «ни о чем», тогда прерывая, ты возвращаешь его к смыслу разговора с помощью наводящих вопросов, например. Так ты экономишь его и свое время, возвращая его к теме разговора.


Умение задать вопрос 


Да-да, не удивляйся это тоже умение и обладают им, к сожалению, далеко не все. Правильный и вовремя заданный вопрос поможет лучше понять суть разговора, покажет твой искренний интерес к собеседнику и обсуждаемой теме. Но чересчур много вопросов может оттолкнуть человека, сдвинув его из позиции доверия и некоторой близости в позицию защиты.

И еще, задавая вопрос, помни, что отвечающему нужна пауза для обдумывания и формулировки ответа. Тогда общение будет плавным, логичным и доставит удовольствие обоим.

Общение и эмоции 


Известно, что с человеком, находящимся во власти сильных эмоций вести разговор очень трудно, а иногда и невозможно. Его стоит сначала либо успокоить, либо оставить наедине. Когда накал эмоций спадет, можно продолжить разговор.
Ситуацией управляет лишь тот, кто умеет контролировать эмоции свои и чужие. И снова повторюсь – отточить умение можно лишь, начав с себя.

Не навязывай свое мнение 


Тебе стоит помнить, что общение – это прежде всего способность делиться информацией, услышать что-то новое, полезное или увлекательное, а не навязывать свое мнение. Человек получает от тебя информацию, но что с ней делать дальше, решает он сам. Только такое общение полезно и эффективно. И еще стоит знать, что очень часто, просто внимательно слушая человека, ты можешь помочь ему увидеть суть проблемы со стороны. Твоя задача, как приятного и опытного собеседника-друга, незаметно подвести его к этому, тогда он сам сможет ее решить. Именно за такой подход он будет тебе искренне благодарен, вы станете еще ближе.


Как стать лучшим собеседником? 


умение слушать и слышать

Умение слушать человека – это умение слушать так, чтобы твой собеседник захотел говорить именно с тобой, был готов открыться именно тебе. В общении это очень важное качество – уметь установить контакт и расположить к себе человека. А для этого есть несколько важных нюансов, о которых речь пойдет ниже.

Не спеши отвечать 


Бывает так, что твой не вовремя заданный вопрос или ответ может прервать цепь рассуждений собеседника и оттолкнуть его от тебя. Поэтому, если человек в беседе с тобой прервал свою речь, просто выдержи небольшую паузу, досчитай до 20, например. Дай ему собраться с мыслями. И тем более не старайся закончить реплику за него.

В этом случае ты даешь возможность не только ему, но и себе. Во-первых, это способствует лучшему пониманию сути, во-вторых, уважение к тебе, твоим словам и советам возрастет, а в-третьих, ты сам можешь услышать или понять нечто важное и полезное для себя.


Слушай непредвзято 


Постарайся слушать собеседника непредвзято. Если тебя что-то не устраивает в человеке, в его манере говорить, жестикулировать или реагировать, лучше перенеси разговор на другое время или вовсе отмени его. Пользы от такой беседы, если ее продолжить, будет мало. Лучше разберись, что именно тебе в нем не нравится и почему. Так ты поможешь себе и не навредишь другому.

И тренируй в себе способность быть беспристрастным, обращая больше внимания на смысл сказанного, чем на форму подачи. При этом старайся сохранять объективность, не принимай все на веру даже, если человек тебе симпатичен.


Ты слышишь то, что хочешь услышать 


Часто бывает так, что ты слушаешь человека с явным предубеждением типа: говори-говори, я уже это все давно знаю… И эта ложная уверенность часто лишает нас нужной и своевременной информации.

А бывает, слушая другого, ты понимаешь совсем не то, что он имел в виду. Причиной являются жестко фиксированные концепции и установки, сквозь которые, как сквозь фильтр, мы воспринимаем мир. Поэтому сначала убедись, что ты понял человека верно, только потом комментируй или оценивай его слова.

учимся слышать и слушать

И в заключение хочется сказать, что настоящее умение слушать – свободно от оценок, стоит только открыть свой ум и сердце, с интересом слушая собеседника, будучи благодарным ему как минимум за возможность общения.

А иногда молчание бывает глубже и выразительнее слов…

© Светлана Полянская
Если возникли трудности в отношениях, решении личностных проблем или необходима психологическая поддержка в нужную минуту – я готова вам помочь.
взаимопонимание
января 21, 2018
0

Комментарии

Поиск

Ярлыки

Последние коментарии