Я нередко пишу о гневе, наверное, потому, что это моя базовая эмоция.
Так вот, всем известно, что в основе гнева лежит страх.
Собака не лает, если не боится.
Человек тоже не гневается, если не боится чего-то.
Например, боли, смерти или потери своего привычного образа.
Нередко за проявлением гнева скрывается и страх потери привычного комфортного состояния. Причем даже того, которое только кажется комфортным.
Собака не лает, если не боится.
Человек тоже не гневается, если не боится чего-то.
Например, боли, смерти или потери своего привычного образа.
Нередко за проявлением гнева скрывается и страх потери привычного комфортного состояния. Причем даже того, которое только кажется комфортным.
С помощью гнева и агрессии человек защищается.
Интересно, а для чего еще мы проявляем гнев и агрессию, делая больно другому?
Интересно, а для чего еще мы проявляем гнев и агрессию, делая больно другому?
Наверное, потому, что хотим быть услышанными.
А еще именно так мы самоутверждаемся, чувствуя себя сильными, имеющими право, повелевающими и управляющими другими.
Не так ли?
Заявляем о своих правах на проявление в
агрессивно-повелительной форме, правах на территорию, на других людей – все это
дает нам ощущение спокойствия, безопасности и ... собственной правоты.
Никогда об этом не задумывались?
А зря.
А зря.
Именно это чувство «правоты» дает тебе и мне ощущение
самосохранения.
Ты защитил и сохранил себя, ай, да молодец!
Ты защитил и сохранил себя, ай, да молодец!
И, когда ты чувствуешь себя правым (даже если в реальности
ты –неправ), ты защищен «своей правотой».
Только вот диссонанс в том, что правота не дает счастья.
Нужно все время увеличивать дозу «своей правоты», расширять территорию влияния и властвования.
Правда, и это не дает тебе счастья.
Внутри тебя остается все так же пусто, больно и одиноко...
Только вот диссонанс в том, что правота не дает счастья.
Нужно все время увеличивать дозу «своей правоты», расширять территорию влияния и властвования.
Правда, и это не дает тебе счастья.
Внутри тебя остается все так же пусто, больно и одиноко...
Более того, проявляя и навязывая другим свою правоту, ты не
можешь по-настоящему радоваться результатам своей победы.
С помощью «своей правоты» ты можешь только выйти из страха, почувствовав себя в большей безопасности, чем раньше.
И всё.
С помощью «своей правоты» ты можешь только выйти из страха, почувствовав себя в большей безопасности, чем раньше.
И всё.
Твое желание быть всегда правым стоит еще на одной опоре: ты
обвинил кого-то, значит, с тобой все ок.
Это другой не в порядке.
Это ему нужно что-то делать, решать, менять жизнь, отношение.
А тебе – нет.
Ты ведь прав!
Не так ли?
Это другой не в порядке.
Это ему нужно что-то делать, решать, менять жизнь, отношение.
А тебе – нет.
Ты ведь прав!
Не так ли?
Но эта опора на самом деле фиктивна.
Посуди сам: ведь в этом случае причина гнева – не простое желание самоутверждения.
Здесь налицо попытка избежать страха, сомнений в себе, своих действиях, словах и проявлениях.
Посуди сам: ведь в этом случае причина гнева – не простое желание самоутверждения.
Здесь налицо попытка избежать страха, сомнений в себе, своих действиях, словах и проявлениях.
Наконец я поняла, почему, вспоминая прошлое, я часто рассказываю
о нем слишком эмоционально. Оказывается, для того, чтобы с помощью эмоций (даже
позитивных, которые нередко проявляются с нотками гнева) получить право на проявление своих настоящих чувств.
Тоже, кстати, одна из вариаций проявления скрытого гнева.
Желание насильно привлечь внимание к себе, своему прошлому, своим проблемам.
Таким образом, я пытаюсь всем (и прежде всего себе) доказать, что я имею ПРАВО на их проявление, какими бы они ни были!
Желание насильно привлечь внимание к себе, своему прошлому, своим проблемам.
Таким образом, я пытаюсь всем (и прежде всего себе) доказать, что я имею ПРАВО на их проявление, какими бы они ни были!
Проявляя эмоции,
я буквально кричу человеку:
- услышь меня, не сдерживай, дай мне возможность проявиться так, как я чувствую!
Это моя врожденная потребность ИМЕТЬ ПРАВО проявлять свои чувства.
- услышь меня, не сдерживай, дай мне возможность проявиться так, как я чувствую!
Это моя врожденная потребность ИМЕТЬ ПРАВО проявлять свои чувства.
Запрет на их проявление был выдан мне еще в раннем детстве
из-за родительского страха «потерять лицо».
Мне было запрещено проявлять свое несогласие, страх, раздражение, уверенность в несправедливости моего наказания за что-то, отстаивании своих прав и свобод.
Мне было запрещено проявлять свое несогласие, страх, раздражение, уверенность в несправедливости моего наказания за что-то, отстаивании своих прав и свобод.
Так во мне рос и крепчал гнев.
Крепчал, чтобы в какой-то момент сорвать все защитные плотины запрета.
Мой гнев – это бунт против длительного насилия надо мной и страха быть собой, быть услышанной, понятой и принятой.
Причем такой, как я есть, без всяких «но», «когда» и «если».
Крепчал, чтобы в какой-то момент сорвать все защитные плотины запрета.
Мой гнев – это бунт против длительного насилия надо мной и страха быть собой, быть услышанной, понятой и принятой.
Причем такой, как я есть, без всяких «но», «когда» и «если».
И, если сейчас другой человек не хочет меня слушать в таком
тоне, это говорит о том, что у него было нечто подобное.
Если не жестче.
И он до сих пор боится предъявлять себя миру, проявлять себя реального, без принятых в социуме масок.
Ему все еще страшно и неприятно об этом вспоминать.
Если не жестче.
И он до сих пор боится предъявлять себя миру, проявлять себя реального, без принятых в социуме масок.
Ему все еще страшно и неприятно об этом вспоминать.
А все разговоры об
интроверсии человека, ином воспитании и контроле над эмоциями чаще всего –
просто попытка избежать его собственных тяжелых воспоминаний прошлого.
Не больше и не меньше.
А ты как считаешь?
© Светлана Полянская.
Не больше и не меньше.
А ты как считаешь?
© Светлана Полянская.
Если возникли трудности в отношениях, решении личностных проблем или необходима психологическая поддержка в нужную минуту – я готова вам помочь.