Самостоятельность или беспомощность - что мы воспитываем в детях?

 


Мы, взрослые, всегда уверены, что поступаем правильно, когда стараемся привить самостоятельность своим детям. Но вот каким путем мы это делаем – оставляет больше вопросов, чем ответов.

История из жизни


Отвожу утром сынишку в детсад. Ему три годика. Времени у меня до работы еще достаточно, поэтому наблюдаю, как он самостоятельно раздевается. Сынишка старается, пыхтит, но делает это очень медленно: то не получается снять рукав свитера, то запутывается в колготках и падает. Или снимает одну штанину и, забыв про вторую, или задумывается о чем-то, или начинает играться, достав из шкафчика игрушку.

И я ловлю себя на том, что хочу плюнуть на эту его самостоятельность и начать ему помогать раздеваться или хотя бы вернуть его к процессу переодевания, подтолкнуть, упрекнуть, поторопить.

В этот момент я почему-то забываю, что передо мной – трехлетний ребенок.
Во мне поднимается раздражение, как-будто мой ребенок специально тянет время, нарочно провоцируя меня на гнев. Мне кажется, что он медлит и отвлекается из злобности характера, а не потому, что он еще ребенок и он нуждается в поддержке процесса раздевания. Да, он нуждается в моей поддержке, но точно не в том, чтобы ему постоянно напоминали, что с ним что-то «не так». Он плохой, он медлительный, он неумеха, он вредный и любить его такого я не буду.

Но именно это мы всегда и транслируем своему ребенку вместо поддержки и помощи. Не делании за него, а помощи в переодевании, спокойном показывании и разъяснении, КАК сделать проще.

Задаю себе вопрос: ты куда-то спешишь, дорогая?
Нет, до начала работы еще целый час, и лишние пять-десять минут роли не играют вообще.
Тогда что такое толкает тебя торопить сына?
Ну вот же, другие дети уже переоделись, и сделали это быстрее даже те, которые пришли попозже нас...

Неужели нам, взрослым, никуда не деться от непрерывного мониторинга: а как там у других?
А у других - по-разному.

Братик и сестренка чуть постарше моего сынишки, уже самостоятельно переоделись, а у мальчика лет 4-х получается не очень.

Он пыхтит, пытаясь стащить с себя свитер, застревает, обратно высовывает голову, снова пытается... Но молчит.
А рядом девочка лет 3-4-х тоже застряла, не может снять курточку.
Немного помучившись, она подходит и просит ей помочь.

Помогаю, поворачиваюсь к мальчику: помочь тебе раздеться?
Он отворачивается и продолжает самостоятельно «бороться» со свитером.
Он злится, расстраивается, что у него не получается, и после нескольких неудачных попыток все же подходит ко мне и насупившись просит помочь. Для него это как-будто унижение – попросить о помощи.

Я знаю его родителей, они действительно учат его быть самостоятельным. И он в свои 4 годика уже многое умеет делать сам. Но одновременно получается, родители учат его быть и беспомощным – никогда не просить о помощи.

И я не вправе осуждать родителей, но хочется уточнить, что:

Беспомощность – это вовсе не неспособность справиться с чем-то самостоятельно.
Это невозможность обратиться за помощью и поддержкой.  

А ведь у нас в жизни будет еще множество таких моментов…

Если возникли трудности в отношениях, решении личностных проблем или необходима психологическая поддержка в нужную минуту – я готова вам помочь.
понять ребенка
сентября 10, 2022
0

Комментарии

Поиск

Ярлыки

Последние коментарии