Позиции воспрития - простой способ решения любого конфликта

- Есть ли проблема вообще?
- Ужасно ли то, что мне предстоит? 
- Случится ли катастрофа, если…?

Взгляд на ситуацию с разных позиций.

способы решения конфликтов

Довольно часто у каждого из нас возникают проблемы.
Не разобрался в ситуации, потому что не смог, или не знал, как.

Попробую предложить тебе простой и действенный алгоритм, который ты сможешь легко применить в любой ситуации, при возникновении любой проблемы.
Этот способ может помочь и в ситуациях, где неверно определены мотивы поведения свои или чужие, сделаны неверные выводы.
А также в ситуациях неопределенности, где нужно сделать выбор.
Самое полное и объективное видение происходящего возникает тогда, когда ты используешь для анализа происходящего все позиции своего восприятия.
А теперь более подробно о том, что это за «зверь и с чем его едят»😄.
Позиция восприятия – это положения наблюдателя(тебя) относительно воспринимаемого объекта. Это то место, из которого ты «смотришь» ситуацию, ее оцениваешь, делаешь выводы и соответственно действуешь. 

позиции восприятия ситуации при конфликте

Взгляд на одну и ту же ситуацию с разных позиций восприятия кардинально меняет ее видение и понимание, а также связанные с этим видением эмоции и переживания. В общем, меняется твое отношение к происходящему.
  1. Когда ты смотришь из нулевой позиции, твое видение ограничено, оно наиболее «слепое». 
  2. Взгляд из первой позиции –это твой субъективный взгляд, не более. 
  3. Из второй – ты смотришь с позиции другого на эту же ситуацию и видишь гораздо больше, твое видение более объективно. 
  4. Взгляд из третьей позиции – это восприятие ситуации со стороны, без собственных эмоций и старых ограниченных концепций. 
  5. И наконец взгляд из четвертой позиции – наиболее объективен, т.к. это возможность учесть все факторы.

Общий алгоритм «разбора полетов»

Разбор конфликта делается для того, чтобы найти возможности им управлять: его предупредить, потушить, выиграть или избежать в будущем. И понятно, что разбор стоит производить не сразу в момент сильного накала эмоций, а успокоившись.
Анализ и разбор конфликта проще всего проводить, используя разные позиции восприятия.
Нулевая позиция:
различить свое эмоциональное состояние и свое желание(я). Стоит различить свое поведение, что именно заставляет меня провоцировать этот конфликт.
Первая позиция:
Чего я хочу на самом деле, как я вижу ситуацию, как собираюсь действовать?
Вторая позиция:
Различить эмоциональное состояние другого, чего он хочет на самом деле, как он собирается действовать и как он видит эту ситуацию?
Третья позиция:
Что есть объективно и что кому нужно в этой ситуации?
Четвертая позиция:
кем для меня является этот человек – свой, любимый, чужой? Какими могут быть последствия конфликта, можно ли найти общие интересы и их реализовать? Что нас объединяет?
Пятая позиция:
чем я могу помочь всем, участвующим в конфликте?
А теперь примеры.

Не поцеловал

Ситуация: муж торопился, не попрощался и не поцеловал.
Что это значит?
Нулевая позиция: Не поцеловал – значит, не любит
Первая позиция: Если я готовила обед, и он меня не отвлёк –замечательно. Я сама хотела его поцеловать, но это мое желание, и я поцелую его, когда он вернется.
Вторая позиция: Он просто очень торопился и не успел меня поцеловать.
Третья позиция: Это ничего не значит. Ничего серьёзного не произошло: муж просто торопился.
Четвёртая позиция: Он побежал на работу, значит заботится обо мне! Любимый мой!
Пятая позиция: Мой муж работает для людей, и это очень важно. Я им горжусь!

Дорога в аэропорт

Женщина спешит в аэропорт. Зима, снег, дороги замело. Вещей много. Вызывает такси. Приезжает старый москвич. Таксист в машине, вылезать и помогать загружать вещи явно не торопится. После просьбы помочь, нехотя выбирается из машины, открывает наконец захламлённый багажник, с гримасой вселенской скорби помогает. На всём протяжении пути он недовольно ворчит, комментируя женщин, погоду, власти, мир в целом.
Нулевая позиция: 
Раздражение, гнев, желание убить этого раздраженного ворчуна. Или, не выдержав, сама гружу вещи, проклиная себя, поездку, водителя, машину, дороги, снег и пр.
Первая позиция: 
Ты знаешь, чего хочешь и преследуешь свои интересы:
-Помоги загрузить вещи. Смотри, как ставишь, они хрупкие.
Включи радио, я хочу послушать прогноз погоды, и хватит бурчать.
Вторая позиция:
Оценка ситуации с позиции водителя: сколько часов подряд он не вылезает из этой машины? И получает явно какие-то копейки. Понимаю его раздражение. Он устал или раздражён. И то, что он не хочет вылезать из тёплой машины в холод, чтобы помочь с вещами, мне понятно, я это принимаю.
Третья позиция: Пассажиру подали маленькую машину, т.к. он не уточнил, что у него с собой много багажа. Водитель не помог погрузить багаж в машину, он был уставший, а на улице - холодно. Да, дороги не расчищены, путь до аэропорта занял больше времени, чем было запланировано. Но пассажир успел на рейс, благополучно улетел.
Четвёртая позиция: Учет всех фактов, объективный взгляд, выводы:
Мне подали маленькую машину, в следующий раз следует учесть количество багажа и при необходимости заранее заказать машину побольше.
Оказалось, в этом городе не чистят дороги. Полезно будет узнавать больше о местах, куда я лечу. Зная особенности, будет легче организовать путешествие.
Водитель не выходит из машины, не делает попыток помочь? А мне нужна его помощь? Да, так я быстрее сделаю своё дело, добьюсь цели - улететь. Значит, мне следует вежливо попросить его помочь погрузить вещи, принять его ворчание.
Пятая позиция: Я буду там, где я нужна. И возможно, моё присутствие не будет оценено сразу или вообще.
Где я нужна сейчас? На работе меня ждут дела, дома - родные. Здесь я уже сделала, что нужно было.
Если мне нужна помощь водителя, чтобы вовремя улететь, значит, я её организую. Также я учту на будущее все задачи, с которыми столкнулась, чтобы в следующий раз сделать всё лучше, быстрее.
Если водителю нужно сорвать на ком-нибудь свою злость, пусть говорит. Жаль, если он не умеет жить иначе.

Что это дает?

В ситуации выбора или принятия важного решения оцени, с точки зрения какой позиции восприятия ты действуешь и как бы поступил, находясь в другой позиции. Это повысит твою осознанность, а значит и эффективность твоих действий, поможет увидеть новые варианты и найти неожиданные креативные решения.
Тот, кто смотрит на все ограниченно только с первой или второй позиции, всегда увидит меньше того, кто умеет на одну и ту же ситуацию смотреть с разных сторон. Позиции восприятия – это инструмент, развивающий ум, улучшающий жизнь.
Хочешь стать мудрее и счастливее – развивай свои позиции восприятия!

Светлана Полянская
Если возникли трудности в отношениях, решении личностных проблем или необходима психологическая поддержка в нужную минуту – я готова вам помочь.
как сохранить отношения
апреля 20, 2017
0

Комментарии

Поиск

Ярлыки

Последние коментарии